CSS-спрайты
До того, как в CSS появился псевдокласс :hover
, создание ролловера — элемента, который меняет свой вид при наведении курсора — реализовывалось через язык JavaScript. Сейчас это делается намного проще, но есть один недостаток: если в состоянии :hover
(т. е. при наведении курсора на элемент) должно появиться какое-то фоновое изображение, то оно начинает загружаться в момент наведения курсора, а не при общей загрузке страницы.
Из-за этого может возникать небольшая задержка при появлении картинки в первый раз. И хотя при всех последующих наведениях курсора этой задержки уже нет, многие разработчики задумались над тем, как устранить эту проблему. Например, с помощью JavaScript можно обеспечить загрузку всех фоновых изображений заранее. Но есть способ, который не требует знаний языка программирования, и заключается он в использовании спрайтов.
Что такое спрайты CSS
CSS-спрайт — это один графический файл, который содержит много различных изображений. В нем могут быть собраны, к примеру, все графические элементы интерфейса, такие как иконки, кнопки и прочее. Также в спрайты часто объединяют фоновые картинки вместе с их вариациями для состояния :hover
. Типичные примеры спрайтов:
Преимущества CSS-спрайтов
- CSS-спрайт содержит в себе фоновые изображения для различных состояний элементов, и загружается он целиком при загрузке веб-страницы. Это исключает подтормаживание ролловера при первичном наведении курсора на элемент.
- Сокращается количество обращений к серверу. Ведь для загрузки каждой маленькой иконки требуется отдельный запрос, а чем меньше обращений, тем лучше. Для загрузки спрайта понадобится всего один запрос на сервер.
- Еще одно преимущество хранения множества картинок в спрайте заключается в том, что если у них похожая палитра цветов, то одно большое изображение будет весить меньше, чем отдельные маленькие картинки в сумме.
- Всё это в целом положительно влияет на скорость загрузки сайта.
Как создать спрайт из картинок
В классическом случае спрайты создаются в редакторе изображений. Мелкие картинки последовательно размещаются на большом полотне (нередко с прозрачным фоном), которое затем сохраняется как графический файл.
Ручной способ создания спрайтов — занятие довольно долгое. Поэтому, когда использование спрайтов стало набирать обороты, появились онлайн-сервисы по автоматическому созданию спрайт-листов, например, Spritegen, RetinaSpriteGenerator и другие. Вы загружаете необходимые изображения в отдельных файлах на сайт, и для вас генерируется спрайт, который вы сразу можете скачать на компьютер.
Как пользоваться спрайтами CSS
Теперь пора узнать, как использовать CSS-спрайты на практике. Мы покажем вам небольшой пример с использованием спрайта, содержащего значки социальных сетей (мы показывали его выше). В обычном состоянии ссылки значок соцсети будет цветным (верхний ряд спрайта), а при наведении курсора он будет становиться серым (как в нижнем ряду).
HTML-разметка выглядит следующим образом:
<a href="#" class="facebook"></a> <a href="#" class="twitter"></a> <a href="#" class="youtube"></a> <a href="#" class="instagram"></a> <a href="#" class="linkedin"></a> <a href="#" class="tumblr"></a> <a href="#" class="google"></a>
Для ссылки на каждую соцсеть мы создали свой класс. Поскольку это тестовый пример, то мы не тратим время на заполнение атрибутов href
— вместо ссылок на настоящие сайты мы поставили заглушки. Внутрь тега <a>
мы ничего не помещаем, потому что за внешний вид ссылок будут отвечать их фоновые изображения со значками соцсетей.
Переходим к CSS. Первым делом запишем общие стили для всех ссылок:
a { background-image: url(https://goo.gl/1t18Rz); background-repeat: no-repeat; height: 98px; width: 100px; display: inline-block; margin-right: 10px; }
Первая строка содержит ссылку на спрайт. По факту, мы задали одно фоновое изображение для всех ссылок. Вторая строка отменяет дублирование фона — здесь оно не потребуется.
Следующие две строки — высота и ширина каждого элемента <a>
. Каким образом определялись эти значения? Здесь мы отталкивались от размеров значков в спрайте. Высота каждой иконки равна 98 пикселям, а ширина — 100 пикселей. Далее мы будем позиционировать фоновую картинку для каждой ссылки, подстраивая фон таким образом, чтобы значок ровно вписался в «окошко» ссылки размером 98×100 пикселей.
Первая наша ссылка имеет класс .facebook
. Зададим позиционирование для ее фона. Иконка Facebook находится точно в левом верхнем левом углу спрайта, поэтому определить ее позицию будет легко — left top
:
a.facebook { background-position: left top; }
Идем дальше: позиционируем фон для ссылки на Twitter. Иконка Твиттера расположена справа от Facebook и примыкает к ней, не создавая пустых промежутков. Нам необходимо переместить спрайт влево на столько пикселей, чтобы скрыть иконку Facebook и полностью заполнить область ссылки иконкой Twitter. Поскольку ширина каждой иконки равна 100 пикселям, то мы и сдвигаем фон влево на 100 пикселей. Вертикальное позиционирование мы пока нигде не меняем, а оставляем значение top
:
a.twitter { background-position: -100px top; }
Аналогичное действие мы проделаем для остальных ссылок, прибавляя к каждому последующему горизонтальному позиционированию еще 100 пикселей, тем самым сдвигая спрайт всё больше и больше влево. Получится такая картина:
a.youtube { background-position: -200px top; } a.instagram { background-position: -300px top; } a.linkedin { background-position: -400px top; } a.tumblr { background-position: -500px top; } a.google { background-position: -600px top; }
Результат работы данного кода показан на скриншоте ниже:
Теперь разберемся с поведением фоновых картинок при наведении курсора на ссылку. Нам нужно смещать спрайт по вертикали вверх таким образом, чтобы в область просмотра попадала иконка из нижнего ряда спрайта. Здесь всё довольно просто и решается одним правилом CSS, а именно присвоением значения bottom
свойству background-position-y
:
a:hover { background-position-y: bottom; }
В нашем случае этот стиль можно записать один для всех ссылок, и он будет работать правильно. Однако в других ситуациях, когда элементы в спрайте расположены в другом порядке, вам может понадобиться писать больше кода.
Результат работающих спрайтов смотрите на демонстрации ниже (для более красивой подачи примера мы сделали сдвиг фона более плавным при наведении курсора):
Если вам стало интересно, то вот и строка, которая отвечает за плавность изменения иконок (не волнуйтесь, чуть позднее мы будем изучать CSS-анимацию, и в частности свойство transition
):
a { transition: all 0.2s ease-out; }
Итак, теперь вы знаете, что такое спрайты CSS и чем они могут быть полезны. Помимо предотвращения задержек при загрузке фоновых картинок, использование спрайтов помогает снизить нагрузку на сервер. Кроме того, это удобный способ хранить все графические элементы интерфейса в одном месте.
Вот мы и разобрали основные методы стилизации ссылок. Рекомендуем вам дополнительно попрактиковаться, чтобы закрепить полученные знания. А следующая глава нашей книги посвящена CSS-анимации, реализация которой стала возможна благодаря свойствам, появившимся в CSS3. И в первом уроке мы разберем свойство трансформации — transform.