Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image

Блог Indigo | 21.09.2018

Наверх

Наверх

До того, как в CSS появился псевдокласс :hover, создание ролловера — элемента, который меняет свой вид при наведении курсора — реализовывалось через язык JavaScript. Сейчас это делается намного проще, но есть один недостаток: если в состоянии :hover (т. е. при наведении курсора на элемент) должно появиться какое-то фоновое изображение, то оно начинает загружаться в момент наведения курсора, а не при общей загрузке страницы.

Из-за этого может возникать небольшая задержка при появлении картинки в первый раз. И хотя при всех последующих наведениях курсора этой задержки уже нет, многие разработчики задумались над тем, как устранить эту проблему. Например, с помощью JavaScript можно обеспечить загрузку всех фоновых изображений заранее. Но есть способ, который не требует знаний языка программирования, и заключается он в использовании спрайтов.

Что такое спрайты CSS

CSS-спрайт — это один графический файл, который содержит много различных изображений. В нем могут быть собраны, к примеру, все графические элементы интерфейса, такие как иконки, кнопки и прочее. Также в спрайты часто объединяют фоновые картинки вместе с их вариациями для состояния :hover. Типичные примеры спрайтов:

Спрайт из иконок
Спрайт, в котором собраны все используемые иконки

Спрайт из значков соцсетей
Спрайт со значками соцсетей и их вариациями для :hover
Спрайт с элементами интерфейса
Спрайт с элементами интерфейса

Преимущества CSS-спрайтов

  • CSS-спрайт содержит в себе фоновые изображения для различных состояний элементов, и загружается он целиком при загрузке веб-страницы. Это исключает подтормаживание ролловера при первичном наведении курсора на элемент.
  • Сокращается количество обращений к серверу. Ведь для загрузки каждой маленькой иконки требуется отдельный запрос, а чем меньше обращений, тем лучше. Для загрузки спрайта понадобится всего один запрос на сервер.
  • Еще одно преимущество хранения множества картинок в спрайте заключается в том, что если у них похожая палитра цветов, то одно большое изображение будет весить меньше, чем отдельные маленькие картинки в сумме.
  • Всё это в целом положительно влияет на скорость загрузки сайта.

Как создать спрайт из картинок

В классическом случае спрайты создаются в редакторе изображений. Мелкие картинки последовательно размещаются на большом полотне (нередко с прозрачным фоном), которое затем сохраняется как графический файл.

Ручной способ создания спрайтов — занятие довольно долгое. Поэтому, когда использование спрайтов стало набирать обороты, появились онлайн-сервисы по автоматическому созданию спрайт-листов, например, Spritegen, RetinaSpriteGenerator и другие. Вы загружаете необходимые изображения в отдельных файлах на сайт, и для вас генерируется спрайт, который вы сразу можете скачать на компьютер.

Как пользоваться спрайтами CSS

Теперь пора узнать, как использовать CSS-спрайты на практике. Мы покажем вам небольшой пример с использованием спрайта, содержащего значки социальных сетей (мы показывали его выше). В обычном состоянии ссылки значок соцсети будет цветным (верхний ряд спрайта), а при наведении курсора он будет становиться серым (как в нижнем ряду).

HTML-разметка выглядит следующим образом:

<a href="#" class="facebook"></a>
<a href="#" class="twitter"></a>
<a href="#" class="youtube"></a>
<a href="#" class="instagram"></a>
<a href="#" class="linkedin"></a>
<a href="#" class="tumblr"></a>
<a href="#" class="google"></a>

Для ссылки на каждую соцсеть мы создали свой класс. Поскольку это тестовый пример, то мы не тратим время на заполнение атрибутов href — вместо ссылок на настоящие сайты мы поставили заглушки. Внутрь тега <a> мы ничего не помещаем, потому что за внешний вид ссылок будут отвечать их фоновые изображения со значками соцсетей.

Переходим к CSS. Первым делом запишем общие стили для всех ссылок:

a {
  background-image: url(https://goo.gl/1t18Rz);
  background-repeat: no-repeat;
  height: 98px;
  width: 100px;
  display: inline-block;
  margin-right: 10px;
}

Первая строка содержит ссылку на спрайт. По факту, мы задали одно фоновое изображение для всех ссылок. Вторая строка отменяет дублирование фона — здесь оно не потребуется.

Следующие две строки — высота и ширина каждого элемента <a>. Каким образом определялись эти значения? Здесь мы отталкивались от размеров значков в спрайте. Высота каждой иконки равна 98 пикселям, а ширина — 100 пикселей. Далее мы будем позиционировать фоновую картинку для каждой ссылки, подстраивая фон таким образом, чтобы значок ровно вписался в «окошко» ссылки размером 98×100 пикселей.

Первая наша ссылка имеет класс .facebook. Зададим позиционирование для ее фона. Иконка Facebook находится точно в левом верхнем левом углу спрайта, поэтому определить ее позицию будет легко — left top:

a.facebook { background-position: left top; }

Идем дальше: позиционируем фон для ссылки на Twitter. Иконка Твиттера расположена справа от Facebook и примыкает к ней, не создавая пустых промежутков. Нам необходимо переместить спрайт влево на столько пикселей, чтобы скрыть иконку Facebook и полностью заполнить область ссылки иконкой Twitter. Поскольку ширина каждой иконки равна 100 пикселям, то мы и сдвигаем фон влево на 100 пикселей. Вертикальное позиционирование мы пока нигде не меняем, а оставляем значение top:

a.twitter { background-position: -100px top; }

Аналогичное действие мы проделаем для остальных ссылок, прибавляя к каждому последующему горизонтальному позиционированию еще 100 пикселей, тем самым сдвигая спрайт всё больше и больше влево. Получится такая картина:

a.youtube { background-position: -200px top; }
a.instagram { background-position: -300px top; }
a.linkedin { background-position: -400px top; }
a.tumblr { background-position: -500px top; }
a.google { background-position: -600px top; }

Результат работы данного кода показан на скриншоте ниже:


Ссылки на соцсети с использованием CSS-спрайта

Теперь разберемся с поведением фоновых картинок при наведении курсора на ссылку. Нам нужно смещать спрайт по вертикали вверх таким образом, чтобы в область просмотра попадала иконка из нижнего ряда спрайта. Здесь всё довольно просто и решается одним правилом CSS, а именно присвоением значения bottom свойству background-position-y:

a:hover {
  background-position-y: bottom;
}

В нашем случае этот стиль можно записать один для всех ссылок, и он будет работать правильно. Однако в других ситуациях, когда элементы в спрайте расположены в другом порядке, вам может понадобиться писать больше кода.

Результат работающих спрайтов смотрите на демонстрации ниже (для более красивой подачи примера мы сделали сдвиг фона более плавным при наведении курсора):


CSS-спрайт в действии

Если вам стало интересно, то вот и строка, которая отвечает за плавность изменения иконок (не волнуйтесь, чуть позднее мы будем изучать CSS-анимацию, и в частности свойство transition):

a { transition: all 0.2s ease-out; }

 

Итак, теперь вы знаете, что такое спрайты CSS и чем они могут быть полезны. Помимо предотвращения задержек при загрузке фоновых картинок, использование спрайтов помогает снизить нагрузку на сервер. Кроме того, это удобный способ хранить все графические элементы интерфейса в одном месте.


Вот мы и разобрали основные методы стилизации ссылок. Рекомендуем вам дополнительно попрактиковаться, чтобы закрепить полученные знания. А следующая глава нашей книги посвящена CSS-анимации, реализация которой стала возможна благодаря свойствам, появившимся в CSS3. И в первом уроке мы разберем свойство трансформации — transform.